Карл Роджерс: «Каждый человек по своей природе положителен…»
«Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями» Карл Роджерс
Карл
Роджерс считал, что каждый человек заслуживает уважения,
доброжелательного, внимательного отношения и безусловного принятия.
Именно эти идеи легли в основу предложенного им клиентоцентрированного
или, как его еще называют, человекоцентрированного подхода. Провозглашая
простые, казалось бы, истины, Роджерс приобрел славу великого
гуманиста, самого влиятельного американского психолога и был выдвинут на
Нобелевскую премию мира. Детство на ферме Карл
Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке (шт. Иллинойс) в
многодетной, очень религиозной семье. Его отец – Уолтер Роджерс – был
человеком строгих правил, считавшим главной жизненной добродетелью
упорный труд. Сколотив солидный капитал, он решил вместе с семьей
удалиться от городской жизни. «Дети подросли, пора их отсюда увозить!» -
рассудил Роджерс-старший, и вскоре его большое семейство обосновалось
на уединенной ферме, где не было места картам, танцам, алкоголю и прочим
соблазнам, подстерегающим молодых людей в городе. Зато чего здесь было в
изобилии – так это тяжелого сельскохозяйственного труда, которому
целыми днями предавались Роджерсы и их шестеро детей. Четвертый
ребенок в этой многодетной семье – Карл – тоже трудился вместе со всеми
на сельскохозяйственной ниве, но, при этом выделялся среди шумных
братьев. Застенчивый, робкий, чувствительный, – он серьезно и
обстоятельно изучал больших ночных бабочек «полимифус» и «цикропиа»,
выводя их из гусениц и наблюдая за коконами, запоем читал книги и в
течение средней школы всего один или два раза сходил на свидание с
девочкой. (Забегая вперед, скажем, что на ней он впоследствии и
женился.) Студенчество: в поисках своего Я Поднаторев
в культурном земледелии и выращивании цыплят и телят, когда пришла пора
определяться с профессией, Карл Роджерс остановил свой выбор на
сельскохозяйственном колледже. Но, поучившись/помучившись там некоторое
время, понял, что ошибся, и переквалифицировался из земледельцев в
…историки. На старших курсах исторического
факультета произошло событие, сыгравшее важную роль в жизни Карла
Роджерса. В числе прочих студентов, он был отправлен на международную
конференцию в Китай. Шел 1922 год, всего несколько лет прошло с
окончания первой Мировой войны, не все страсти еще улеглись, а в
конференции принимали участие студенты из разных стран…: «Я
увидел, как люто ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по
себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно
задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут
быть совершенно разные религиозные взгляды…» Сделав
это наблюдение, Роджерс больше не смог придерживаться жесткой
религиозной веры своих родителей, о чем им и сообщил. Это был трудный
разговор, за ним последовал еще более тяжелый разрыв. Но это было
обретение свободы и независимости, освобождение от давления семьи. И
еще одно важное событие произошло с Роджерсом в Поднебесной. Там он
встретил девушку (ту самую, с которой познакомился еще во втором
классе!) и понял, что хочет быть рядом с ней всю жизнь. После окончания
учебы они поженились. Следующее заведение, где обучался Карл
Роджерс, было Теологической семинарией. Там он провел два года, но по
религиозной стезе так и не пошел. Уже тогда он понимал, что главной
целью его жизни станет помощь людям, но посчитал, что цель эта может
быть достигнута и вне церкви: «Я почувствовал, что меня всегда будут
интересовать проблемы смысла жизни и возможности ее реального улучшения
для отдельного человека, но я не мог бы работать в той области, где
необходимо верить в какую-то точно определенную религиозную доктрину.
Мои верования в то время уже сильно изменились и могли бы продолжать
меняться. Мне казалось ужасным заставлять себя исповедовать веру только
для того, чтобы сохранить профессию. Я хотел найти область, где бы я был
уверен, что свобода моей мысли не будет ничем ограничена». И такой областью стала психология. Психолог или…?
Получив психологическое образование, Роджерс работает в Институте по
уходу за детьми в Нью-Йорке, затем поступает на место психолога в Отделе
по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере. Он с
головой погружается в проблемы малолетних преступников и детей из
неблагополучных семей, пытаясь путем проб и ошибок найти выход в каждом
непростом случае. Он экспериментирует, пробует разные подходы, работает
страстно и увлеченно. Между тем, коллеги Роджерса то и дело дают ему
понять, что то, чем он занимается – не совсем психология, а он, Роджерс,
не совсем психолог. Желая узнать, чем же занимаются настоящие
психологи, Роджерс отправился на заседание ученого общества. Он слушал
доклады, которые все, как на подбор, касались вопросов научения у крыс и
прочих лабораторных экспериментов с грызунами, и думал о том, что все
это, действительно, не имеет абсолютно никакого отношения к тому, чем
так хотел заниматься он – помогать людям… Роджерс пошел своим
путем, так и не примкнув ни к одной из психологических школ. Там, в
Рочестере он начал вырабатывать собственную теорию, свой особый метод
работы с пациентами. Он отошел от формального, директивного подхода,
принятого в традиционной психотерапии в то время, создавая новый подход, центрированный на клиенте, на человеке… Вот лишь некоторые его положения: Клиент, а не пациент До
Роджерса психотерапевты работали с больными людьми, с пациентами.
Роджерс же первым заменил понятие «пациент» на – «клиент». Сделано это
было потому, что «пациент» звучит довольно пассивно, ведь это человек,
которому нужна помощь, он полностью зависит от психотерапевта, следует
его указаниям, мало полагаясь на себя. Иное дело – клиент. Это
человек, который просто нуждается в услуге. Он отнюдь не пассивен,
напротив – он активно участвует в процессе психотерапии. Клиент не
следует слепо за психотерапевтом, тот сам идет за ним, ведь клиент знает
себя куда лучше, чем психотерапевт. Задача психотерапевта заключается
лишь в том, чтобы быть рядом с клиентом, быть на его стороне, двигаться с
его «скоростью», разделяя с ним все превратности его «внутреннего
путешествия». Это взаимодействие между двумя людьми, между тем, у кого
имеются психологические трудности и тем, кто помогает ему их разрешить
не назовешь лечением, это глубоко личный человеческий контакт. Стремиться стать лучше В
каждом человеке заложено положительное, позитивное начало, некий
потенциал, и людям свойственно стремление развивать, сохранять,
проявлять лучшие качества собственной личности. Конечно, это не всегда
получается, поскольку жизнь иногда ставит человека в ситуации, отнюдь не
способствующие раскрытию его лучших качеств, тем не менее, внутренняя
природа каждого – позитивна. И при благоприятных обстоятельствах человек
стремится к самосовершенствованию и духовному росту. Понять, принять… Не
пытаться дать человеку оценку, не осуждать, а стараться понять и
принять его без всяких условий, независимо от того, кем он является, что
чувствует, о чем говорит, и какие поступки совершил. Такое безусловное
принятие клиента терапевтом способствует успеху терапии, продвижению
вперед: «Чем более я принимаю другого человека, чем более он мне
нравится, тем более я способен создать те отношения, которые он сможет
использовать. Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как к
человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния,
поведения или чувств …» Сопереживать Терапевт должен чутко улавливать все нюансы состояния клиента, проявлять по отношению к нему эмпатию: «Быть
в состоянии эмпатии, означает воспринимать внутренний мир другого
точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто
становишься этим другим... Так, ощущаешь радость или боль другого, как
он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает…» Быть самим собой
Чем больше терапевт является самим собой в процессе консультирования,
чем он более искренен и чем меньше он прячется за профессиональный
фасад, тем больше шансов на позитивные изменения у клиента: «Я добиваюсь большего успеха в отношениях с другими, когда могу быть самим собой, принимая себя таким, какой я есть.
Мы не изменяемся до тех пор, пока безоговорочно не принимаем себя
такими, каковы мы есть на самом деле. А затем перемена происходит как бы
незаметно. В результате принятия себя отношения с другими приобретают
реальность…» Карл Роджерс прожил долгую и счастливую жизнь:
его научные труды (16 книг и более 200 статей) получили широкое
признание и были переведены на многие языки мира; он был почетным
профессором многих американских и европейских университетов, президентом
Американской психологической ассоциации, обладателем звания Гуманист
года (1964), самым влиятельным американским психологом (1982). До конца
своих дней Роджерс вел активную творческую жизнь и путешествовал по
миру. Так, за год до смерти, в 1986 году, он побывал в Советском Союзе,
где провел несколько мастер-классов, о чем до сих пор с восхищением и
благодарностью вспоминают те отечественные психологи, кому
посчастливилось на них присутствовать. Он умер 4 февраля 1987
года. За несколько дней до смерти Карла Роджерса его семья получила
уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии. Но
он об этом так и не узнал…
автор Лилия Илюшина
|